Fender Custom Shop Time Machine'60 Stratocaster

Дата: 28.11.2007

Желание иметь хороший стратокастер – достаточно банальная фишка для людей, которым нравится играть на гитаре. Таких людей очень много и я на их фоне не выделяюсь ничем. Не смотря на наличие или отсутствие всяких других гитар в моем арсенале, всегда хотелось чтобы и страт был тоже.

И вот, очередной купленный мною Stratocaster – это гитара, которая по традиции, кажется мне самым лучшим из тех Stratocaster, с которыми приходилось иметь дело. Поэтому я, наверное, и купил ее. Все очень просто – искал, выбирал – определился, взял.

Трудно сказать, насколько она хороша или плоха и вообще в целом процесс описывания stratocaster – вещь крайне сложная, потому что кажется, что ничего нового уже не скажешь про эту гитару и остается только мусолить в сотый раз всем известные факты. Поэтому чтобы не изобретать велосипед, я попробую просто рассказать почему я купил именно эту гитару. Тем более это достаточно часто встречающийся вопрос из уст моих приятелей гитаристов. Почему ее а не что-то другое?

Итак, мне хотелось stratocaster. Хотелось хороший инструмент и от того, время от времени я покупал себе гитары, радовался, играл на них и потом продавал и продолжал искать.

За время поисков я понял одну фишку. Понял ее достаточно субъективно и для себя лично. Все страты на свете делятся на две больших группы.

Stratocaster New style и Stratocaster Old Style – то есть нового стиля и старого. В представителей первого стиля я записал серию American Deluxe и им подобные гитары (типа Jeff Beck). В представителя второго стиля – серию American Vintage и им подобные (типа SRV Strat, Mark Knopfler и т.д.).

New Style – это модерновые гитары в которых все самое актуальное и соверменное.

Old Style – это копии гитар, характеристики которых соответствуют 50-ым/60-ым годам.

Ниже, я попытался сделать таблицу сравнения двух стилей. Обычно я не пишу статьи таблицами, но иногда нужно делать исключения и «купаться в новых озерах».

Итак, попробуем коротко описать основные различия двух внешне похожих гитар из разных сказок:

New Style Old Style
Электроника Бесшумные звукосниматели Звукосниматели «с фоном»
Колки С замковым механизмом Традиционные без замков
Бридж На двух винтах
(«работает в обе стороны»)
На шести винтах
(«работает в одну сторону»)
Анкер Регулируется на голове грифа Регулируется на пятке грифа
Кол-во ладов 22 лада 21 лад
Лаковое покрытие Повышенной прочности и защищенности Легко подвержено повреждению

И что получается в итоге? Получается, что новый стиль лучше. Судите сами – строй держат лучше, не фонят, тремоло-бридж дает больше возможностей, лак не трескается, анкер регулируется удобно.

По идее гитары старого стиля тогда надо списать в архив – их удел радовать безумных коллекционеров, которым от гитары нужно только – чтобы выглядела как кусок легендарной эпохи когда rock’n roll только зарождался.

Примерно так я думал всегда и потому покупал страты типа American Deluxe, Jeff Beck и т.п.

А потом пришло прозрение. Сталкиваясь время от времени с гитарами American Vintage и пробуя их – в мою голову закралось открытие. Гитары Old Style звучат лучше чем New Style. Просто лучше. По-началу, я думал, что это случайно, что просто так совпало и просто бес попутал. А потом, заинтересовавшись этим явлением – я стал целеноправлено изучать серию American Vintage и пришел к выводу, что при всех своих недостатках у них есть большое достоинство – по звучанию они лучшие среди всех фендеровских серий.

Не то, чтобы American Deluxe плохо звучали – вовсе нет. Просто иногда так бывает, что гитара хорошо звучит, но существует нечто, имеющее в сравнении еще более хороший звук. Пусть и не намного и пусть это не каждый сумеет услышать. Но оно есть.

Многие спросят – а о чем идет речь? Что значит лучше звучит? Что сказать в таком случае? Был бы я занудой, каких навалом в сети, я бы пытался объяснить мудреными словами. Но я не зануда. Поэтому пусть это каждый понимает как хочет, но факты остаются фактами – The Song Remains The Same. Одни гитары звучат лучше других. И это можно услышать.

И тогда я стал искать причину этого. Слушать, анализировать и разговаривать с умными людьми типа менеджеров из конторы Fender. И вот что выяснилось. Есть на каждую гитару умное описание с громадным количеством пунктов – это так называемая спецификация инструментов. И что-то в этом описании есть вещи очень важные типа породы дерева на корпус, а есть и вещи не очень важные типа цвета кейса, с которым поставляется гитара.

И есть в спецификации такой небольшой загадочный пункт, который обычно большинство людей пропускает мимо. Этот параметр - Lacquer Finish (типа лакового покрытия). Мало кто, покупая гитару думает об этом параметре. В основном людей интересуют звукосниматели и тип бриджа. А на лаковое покрытие люди не обращают внимание. И это большая ошибка, ибо лаковое покрытие – это очень важный для звучания гитары параметр.

Итак, лаковое покрытие. Страты (и остальные гитары American Vintage) относящиеся к Old Style покрыты Nitro-Cellulose, а гитары New Style имеют лаковое покрытие Polyurethane. Вот и все. Цепочка замкнулась – «нитроцеллюлеза» и «полиуретан»: два мира, две истины и стороны одной медали.

«Нитроцеллюлеза» лучше звучит, но совсем не прочная – быстро трескается, меньше защищает от влажности, температуры, потных рук и прочего. «Полиуретан» - а именно им покрыто большинство гитар в мире (и не только Fender) – «звучит тоже хорошо», но проигрывает немного «нитроцеллюлезе» в звуке (отдача, чувствительность, диапазон, атака, естественность тембра и т.д.), но зато «полиуретан» красиво блестит, и он очень прочен, способен выдерживать ощутимые удары по корпусу гитары без каких-либо трещин или царапин лака, лучше защищает от влажности и температуры.

Вот какие фишки вскрываются. Лак – он призван защищать гитару, ее древесину. И он же одновременно оказывает громадное влияние на результат. Все таки главное в гитаре – это дерево. А лаковое покрытие – это его (дерева) одежда и обувь. Попробуйте одеть хоккеиста в неудобные коньки и посмотрите как этот бедняга будет играть.

Итак, для себя лично, я понял, почему эти два направления в стратах имеют такую разную окраску в звуке. И тогда, захотелось купить, гитару American Vintage.

Проблемы перспективы трещинок и царапин на лаке меня не особо сильно волновали. Рокенрол, по моему мнению предполагает, лохматые головы и рваные джинсы. А гитары старых рокеров типа Кейта Ричардза всегда выглядели как побитые жизнью древние грузовики.

В общем, я решил взять American Vintage. Стал думать о проблемах и недостатках этих гитар в сравнении с American Deluxe. Датчики мне казалось всегда можно поменять на «бесшумные». Колки и бридж при желании тоже можно поменять. Отсутствие 22-лада меня не пугало по причине того, что я почти никогда не играю так высоко на грифе. Единственно, что пугало – это регулировка анкера. Чтобы его подкрутить – нужно в принципе отделить гриф от корпуса, а потом обратно прикрутить. И вот по началу это пугало, но потом я пришел к выводу, что во-первых анкер как правило люди крутят очень редко, а во-вторых, на большинстве старых гитар люди протачивают пластиковую панель на корпусе (pickguard), таким образом что открывается доступ к анкерному винту и гриф снимать не надо при регулировке.

Таким образом, я себя успокоил в отношении гитар Old Style, посчитав, что главное - это звук, а остальное приложится. Еще одна мысль, которую я держал в голове – это мысль о том, что на гитарах Fender Old Style со всеми их недостатками (в сравнении с American Deluxe) – на этих гитарах было сделано очень много невероятно клевой музыки – настоящей гитарной музыки. И гитаристами, великим гитаристам – эти недостатки не мешали играть. То есть это клевые гитары и нужно просто уметь играть. Купить такую гитару и дальше при всех проблемах со звуком грешить только на усилители… А точнее на свои руки…

Подлило масло в огонь интервью которое дал Eric Johnson – большой фанат и знаток стратокастеров. Не так давно у него была представлена именная модель. Он в своем интервью накануне именной гитары говорил о лаке и его важности. Что, ему важна «нитроцеллюлеза», и что слой лака на его гитаре должен самый тонкий из возможных. Он говорил, что дерево должно дышать и что на древних гитарах с годами лак обтирается и изнашивается, его становится меньше и гитара звучит лучше. Он говорил что «полиуретан» звучит по-другому и не дает «чего-то такого, нужного и правильного».

Кстати, модели Jeff Beck Strat - обычная и custom shop по конструкции отличаются мало – только моделью колков. Все остальное (бридж, датчики, лады) - все одинаковое. Только вот звук у Custom Shop лучше. Возможно древесина лучше – это не известно. Но вот то, что лак нанесен по-другому – это видно. Слой лака ощутимо тоньше. Это легко увидеть невооруженным взглядом. На голове грифа Custom Shop логотип Fender можно нащупать рукой – это обычная наклейка, только тонкая и лак позволяет «ее нащупать и потрогать».

И вот я уже почти купил American Vintage. Выбрал цвет и модель. У Fender в этой серии всего две модели – 57 strat и 62 strat. Не буду вдаваться в их различия. Для меня это почти идентичные модели за исключением накладки на гриф. Различия в цвете и типа пластика на накладке на корпус и количестве винтов которыми она прикручена к корпусу – я не считал эти различия чем-то существенным.

Для меня было важно, что эти гитары звучали лучше моих стратов – а в то время у меня был Jeff Beck Strat и American Deluxe 50th Anniversary. Обе те гитары, я выбирал из десятка лучших, долго и тщательно сравнивая. То были великолепные инструменты, но звучали хуже American Vintage.

Я решил брать 62 strat, поскольку палисандровая накладка – такие накладки были мне удобнее. И вот я почти купил ее. Но тут случилось другое событие.

К нам в страну приехала Jennifer Batten. И с ней потрясный немецкий дядька Ральф Юнг. По роду службы все четыре дня их пребывания в России и на Украине, я и Саша Авдуевский – мы всегда были рядом с этими звездами гитары.

Разумеется их гитары – мы постарались изучить их самым тщательным образом. У Ральфа был Fender Stratocaster. Именно, такой как я хочу – но более дорогая версия. Это был Custom Shop Time Machine Series 60 Strat.

И конечно, я захотел его со страшной силой. Он был дороже чем American Vintage 62 Strat, но при этом был лучше. Звуком. Это был первый Fender Custom Shop, который попал ко мне в руки и я имел возможность хорошо изучить. Ибо в нашу страну такие гитары ранее не поставлялись, а на зарубежных выставках (Music-Messe) «поиграть на гитарах не дают».

Итак, я захотел 60 Strat. Тот же самый Old Style. Но опять таки дороже. Ральф уехал. А я стал думать. У меня не было денег на 60 Strat и я мог бы забыть о нем. Но у него была еще одна вещь, которая сильно привлекла меня. У каждой модели Fender свой профиль грифа. Мне лично нравятся «тонкие грифы», ибо пальцы у меня короткие. На Fender которые Old Style почти всегда «толстые грифы», что-то типа профиль «U» и все такое.

На Fender которые New Style профиль грифа «С» и он мне очень нравится. Мы с Ральфом говорили об этих профилях и он тоже признался в любви к «С».

Модель 60 Strat едва ли не единственная из Old Style, у которой именно такой, нужный мне профиль грифа «С». Этот гриф мне лично более удобен, чем гриф 62 Strat.

В общем, почти созрел. Я нашел деньги – взял недостающее взаймы. Но на всякий случай пошел послушал реально старые гитары которым по 25-30 лет (стратокастеры выпущенные в 70-ых годах) - эти гитары стоили столько же сколько Custom Shop. И я допускал возможность, что они могут быть лучше. Увы. Возможно, мне попались не самые лучшие образцы 70-ых годов, хотя их в Москве сейчас очень много, возможно в 70-ых был не лучший период у Fender. Но эти гитары меня не убедили. И я отдал деньги за Custom Shop 60 Strat.

Вот с Gibson другая ситуация – их старые гитары (выпуска 70-ых годов) звучат намного лучше нынешнего Gibson Custom Shop (хоть тот и не плох). Поэтому у меня старые Gibson, вместо Custom Shop. А вот, что касается Fender – то их Custom Shop, на мой взгляд (субъективный и бог знает какой) лучше гитар 70-ых годов.

По крайней мере у меня были возможности сравнить и я отдал свой голос, а точнее бабки :-)

Что еще сказать? После того, как моя гитара прибыла в Москву – я ни капли в ней не разочаровался и, в общем-то, достиг некоторого счастья и своей порции оргазма. Гитара - великолепна. С этим согласны мои друзья (Дима Фролов, Володя Русинов и др.)

Я не стал менять датчики, решив, что пока я не занимаюсь серьезной студийной и концертной деятельностью – их фон не будет мне помехой. Тем более, повторюсь – море очень серьезных гитаристов – просто звезд сделало очень много хорошей музыки на таких датчиков не особо парясь проблемой фона.

Бридж и колки я тоже не стал менять, просто натянул пружины посильнее, чтобы «бридж лег на корпус» и перестал вкручивать рычаг. Фактически гитара превратилась в инструмент с «фиксированным» бриджем. Кстати, так делает на всех своих стратах некто Eric Clapton. На мой взгляд когда бридж на страте «зафиксирован» подобным образом – гитара лучше звучит. И уж «строй держит» - вообще замечательно.

Я полностью доволен гитарой – играю на ней не особенно заморачиваясь на стилях. Не смотря на «слабые» датчики, при включении гитары в Mesa Boogie Mark IV или Marshall JCM2000 DSL50 можно спокойно играть тяжелый рок типа Metallica и наслаждаться. Этим я обычно и занимаюсь.

Мне повезло, из всех стратов – которые я видел и трогал, только один понравился мне больше – это висевший в музыкальном магазине Токио, стратокастер 1960 года. По конструкции и внешне, точно такой же как мой, только очень старый. Он стоил 17 тысяч долларов США. И он был стратом номер 1 из тех, что я слышал. Мой пока остается номером 2 и надеюсь он будет меня радовать долго и я не буду его продавать. Потому как ничего лучше для себя я не нашел. Повторяю – этот текст – очень личный и я пишу о гитаре для себя любимого, потому кому-то запросто мой страт может показаться ерундой.

Описывать звук я понятное дело не буду – ибо это «просто звук хорошего страта», все остальное вы можете дофантазировать сами.

Пару слов о внешнем виде моей гитары. У гитар Time Machine серии (это серия переизданий старых моделей от Custom Shop) есть три варианта исполнения.

  • N.O.S. (New Old Stock) – это гитары, выглядящие абсолютно новыми.
  • Closet Classic – гитары выглядящие поюзанными (б/у) – то есть у них выцветвшая покраска, потертые не блестящие колки и бридж, лак покрыт мелкой паутиной трещин. Эти гитары выглядят старыми.
  • Relic – это экстремально состаренные инструменты, помимо того что есть на Closet Classic – на гитарах Relic есть сколы лака, протертости древесины, ржавчина частей и всего прочего, в общем, они выглядят не просто старыми гитарами, а древними.

Три степени «старости гитар» стоят денег по-разному: – N.O.S. наименее дорогой вариант, а Relic наиболее дорогой. Я взял гитару цвета Sunburst в варианте Closet Classic, хотя на обратной стороне корпуса под пружинами (обычно эта часть закрыта крышкой) выжжено RELIC.

Ну вот и все, что я могу сказать о своей новой гитаре stratocaster, которую очень люблю и испытываю самые положительные эмоции. Я старался быть честным и описывать просто свои личные чувства и мысли, хотелось найти понимания и рассказать обо всем процессе того, как я пришел к этой гитаре. Все что мне остается вам пожелать – это не то, чтобы у вас была такая гитара. А то, чтобы вы чувствовали тоже самое, что чувствую я, когда держу эту гитару в руках. В общем,

Wish You Were Here © Pink Floyd

Сергей Тынку, 2005



Сергей Тынку 2005

по материалам сайта guitars.ru

Оставить комментарий

Автор:

Текст комментария: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Введите код с картинки: