История гитар Gibson Les Paul

Дата: 02.12.2007

Вишневые двурогие

 В 1958 году Gibson произвели радикальные изменения в линии моделей Les Paul и косметические в других. Junior, Junior 3/4 и TV были получили новый двурогий корпус. Тэд Маккарти объясняет изменения в дизайне запросами гитаристов. “Им хотелось иметь возможность зажимать мизинцем шестую струну, а они не могли этого сделать, пока вырез был только снизу. Поэтому мы сделали второй вырез, чтобы они могли туда добраться. Мы делали то, что хотели гитаристы, как и всегда”. Новый внешний вид Junior был дополнен новым вишнево-красным покрытием. TV также получил двурогий корпус, а заодно стал еще более желтым.

После того, как двурогий дизайн был применен в Special, результат не принес успеха. Gibson не учли тот факт, что выемка под передний датчики ослабляла сочленение грифа с корпусом, и много грифов отломалось в том месте. Ошибка вскоре была исправлена путем смещения переднего датчика вглубь корпуса. Новый двурогий Special продавался вишневого цвета или в новом желтом цвете TV (хотя это вызывало позже много недоразумений, желтый Special никогда не назывался TV).

Продажи Les Paul голдтопов начали сокращаться, поэтому в 1958 году Gibson изменили их внешний вид, перейдя в попытке продавать больше гитар на более традиционный черри санберст. Хотя для этих моделей среди гитаристов и коллекционеров широко используется имя Standard, Gibson не называли их Standard в своей литературе до 1960 года, гитара вообще не имела имени. Мы будем называть эту модель Sunburst.

Сотрудник Gibson объясняет переход на покрытие санберст таким образом: “Надо было что-то сделать, чтобы стимулировать интерес. Поэтому в те годы модель Sunburst должны были по сути возродить высокий интерес к Les Paul”. Несмотря на то, что производство в 1959 и 1960 годах было больше, чем в предыдущие два года, увеличение было скромным, и модель Sunburst была снята в 1960 году.

Фактически Gibson Les Paul Sunburst выпускались только между 1958 и 1960 годом и ноябрьский прайс-лист Gibson от 1959 года выставляет их по цене $280. Среди гитаристов и коллекционеров она с тех пор стала самой дорогой электрогитарой с цельным корпусом всех времен. Санберсты обычно продаются за огромные суммы, намного превосходящие цены других коллекционных гитар, и фактор, который определяет величину их цены обычно вообще не имеет дела к звуку или пригодности гитар, а только к внешнему виду.

Голдтопы обычно имели кленовый верх, сделанный из двух или более кусков дерева, надежно спрятанных под золотой краской. Но теперь кленовый верх был на виду под прозрачным санберстовым покрытием. Работники по дереву Gibson были более внимательны к его внешнему виду, и обычно делали “книжку”. “Книга” - это техника, когда кусок дерева разделяется на два, а затем раскрывается по центральному распилу (как книга), давая зеркально симметричный рисунок волокна.

Объятые пламенем

Самые желанные санберсты - это те, у которых сквозь покрытие виден самый буйный рисунок волокон. Столяры называют эти рисунки на распиле “фигурами”, и хотя любое дерево может давать фигурный распил, причины, по которым это случается всегда непредсказуемы. Некоторые деревья его дают, некоторые - нет.

Фигуры появляются вследствие некоторой генетической аномалии растущего дерева, которая влечет за собой разрушение клеток живой древесины. Визуальный эффект такой фигуры также определяется изменением цвета по мере роста дерева, болезнью или повреждением, а там же тем, в каком месте дерева делается распил.

Радиальный распил - когда режут так, что волокна обычно смотрят с торцов полученных досок - часто дают наиболее привлекательный результат с иллюзией примерно параллельных “пальцев” или “долин и холмов” идущих поперек распила. В крайних проявлениях это выглядит зрелищно.

Такой внешний вид породил много описательных термин, наиболее общеупотребительным из которых является “flamed” - “пламенный”. Хотя с технической точки зрения он описывает другой эффект, он получил распространения среди дилеров, гитаристов и коллекционеров, и его приходится считать корректным.

Быстрое выцветание

Итоговый визуальный эффект Les Paul образца 1958-1960 годов был случайным результатом, зависящим от того, какие распилы были на складах Gibson в то же время. Похоже, что самый фигуристый клен компании использовался на задних деках (полу)акустических гитар, но даже при этом некоторые Les Paul Sunburst потрясающе красивы. И в то же время, некоторые абсолютно заурядны.

Есть еще один фактор, который заставляет модели Sunburst выглядеть заметно по-разному. Краски, используемые для создания эффекта санберст, а в особенности красная, могут выцветать по-разному, что в первую очередь зависит от того, в какой степени гитара освещалась дневным светом за всю свою жизнь. Некоторые особо зоркие коллекционеры утверждают, что могут сказать, как долго гитара провисела на витрине. В некоторых случаях, оригинальный оттеночный санберст полностью исчезает, оставляя гитару в одном, довольно приятном, медовом цвете.

Те, кто получил шанс играть на этих гитарах вместо того, чтобы хранить их банковских подвалах как часть пакета инвестиций, отмечают несколько небольших изменений, внесенных за три года производства: маленькие лады в 1958 году и большие в 1959-60 годах; Толстый, округлый гриф в 1958-1959 годах и более тонкий и плоский в версии 1960 года.

Но, как говорит один американский дилер: “Похоже, что верх больше всего влияет на покупку такой гитары. Если у нее убойный верх, который был угроблен напрочь и перекрашен, она все равно будет стоить больше, чем обычная. Высокие цены, я думаю, объясняются тем, что их покупают в основном не гитаристы, а эти люди руководствуются только внешним видом. Я видел, как они покупают такие гитары, даже не послушав их. И они прозевали несколько великолепных гитар, поскольку посмотрели и сказали - нет, нет верха, не интересно…”.

В поисках зебр

Есть еще один нюанс того периода, который касается скорее собирания марок, чем гитар. В самом конце 50-х, у Huges Plastics, одного из поставщиков пластиковых компонентов Gibson, закончился черный пластик для бобин - основ, вокруг которых наматывалась проволока в звукоснимателях. На время он был заменен кремовым пластиком, а через годы мода на снятые крышки вскрыла разницу в цвете.

Некоторые чересчур активные коллекционеры и гитаристы даже стали больше платить за кремовые или кремово-черные бобины (позже, среди фанатов санберста они стали называться “зеброй”).

Изобретатель хамбакера Сет Ловер освещает картину: “Да, у нашего поставщика закончился черный материал, но у него был кремовый. Мы не собирались останавливать производство только из-за этого”, - смеется он, - “поэтому у нас получилось сколько-то кремовых бобин. Я не вижу никакой разницы между ними… хотя я думаю кремовый - лучший цвет с точки зрения намотки, потому что на его фоне лучше видна проволока, по сравнению с черным”.

 

Оставить комментарий

Автор:

Текст комментария: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Введите код с картинки: