История гитар Gibson Les Paul

Дата: 02.12.2007

Обновленный Les Paul

Если брать все модели Les Paul в целом, продажи пошли на спал после пика в 1959 году. В 1961 году Gibson решили полностью переделать линейку в попытке возродить теряемый рынок.

Gibson вложили $400000 в расширение своей фабрики в Каламазу в 1960 году, что увеличило размеры фабрики вдвое к 1961 году. Это было третье расширение к изначальной фабрике 1917 года, другие здания появились в 1945 и 1950 годах. Но это новое цеховое здание их крипича и стали более чем вдвое превосходило по размерам предыдущие достройки вместе взятые, что породило фабрику площадью более 130000 кв. м, занимавшую два квартала по Парсонс-стрит в Каламазу.

Одной из первых серий новых моделей, которым предстояло обновить новое расширенное производство были полностью пересмотренные Les Paul. Прежде, чем мы перейдем к истории новых гитар, стоит рассеять недоразумения, связанных с множеством имен, которыми Gibson нарекали модели Les Paul и разработки 1959-1963 года. Вот что было:

  1. Новое имя моделей - SG, что значит “Solid Guitar” - впервые было употреблено в отношении инструмента Gibson в 1959 году. Двурогий дизайн Les Paul TV остался, но в конце 1959 года они выпускались без логотипа “Les Paul TV” на голове грифа и стали моделью SG TV. То же самое произошло с Les Paul Special и с Les Paul Special 3/4, которые в конце 1959 года стали SG Special и SG Special 3/4. Маркетинговые материалы Gibson, обычно отстающие от таких перемен, использовали имена SG TV в 1960 году, а SG Special и SG Special 3/4. - в 1961 году.
  2. Les Paul Junior были сняты с производства в 1961 году
  3. Les Paul Junior, “Standard” и Custom были полностью переделаны в 1961 году. От знакомого дизайна с одним вырезом отказались, и новые инструменты получили по два рога с существенно обточенными рогами. Junior и Custom 1961 года могут быть и других очертаний, но “Standart” или Sunburst старого стиля были сняты в 1960 году. По началу Gibson сохранили имя Les Paul на переделанных версиях: на голове Junior, анкерной крышке Standart и на табличке на корпусе Custom.
  4. В 1963 году Gibson отказались от имени Les Paul в переделанных Les Paul Junior, Les Paul Standart и Les Paul Custom, и постепенно в своей литературе переименовали их в SG Junior, SG Standart и SG Custom.
  5. В ретроспективе переделанные Junior, Standart и Custom, упомянутые в пункте 3 именуются коллекционерами и гитаристами “SG/Les Paul”. “SG” - ставшее позже официальным название типа корпуса, а “Les Paul” - логотип, оставшийся на моделях 1961-63 годов.

Есть несколько историй о том, как имя Леса Пола покинуло новые модели “SG/Les Paul” в 1963 году. Тед Маккарти, все еще президент Gibson, говорит, что это было сделано по ряду факторов, из-за которых ассоциации с Лесом Полом стали иметь менее коммерческое значение, чем ранее.

Популярность Леса Пола, как артиста стала падать: Лес Пол и Мэри Форд больше не выпускали на Capitol хитов c 1955 года, и покинули лэйбл в 1958 году. Они перешли на Columbia, но со скромным успехом.

Личные взаимоотношения Пола и Форд стали портиться. Их расставание было отмечено журналом Billboard в мае 1963 года: “Мисс Форд теперь живет в Калифорнии, а Пол живет Нью-Джерси”, - так гласили новости под заголовком “Лес и Мэри прощаются”. Пара официально развелась в конце 1964 года, и Пол в 1965 году отстранился от выступлений и записи на десять лет.

Отказ от имени

Основной причиной отказа от имени Леса Пола в гитарах Gibson в 1963 году был его развод с Форд. “Контракт завершился, я думаю, в 1962 году”, - вспоминает Пол, - “как раз, когда мы с Мэри решили разойтись”.

 

Он и Gibson договорились о том, что они отложат дальнейшие переговоры до тех пор, пока развод не произойдет. Пол не хотел подписывать никаких новых контрактов, приносящих новые деньги, пока шла процедура развода, как он сам говорит: “потому что адвокаты потребовали бы их часть в счет алиментов по разводу. Так что мой контракт завершился в 1962 году, и Gibson больше не могли делать гитары Les Paul”.

Пол также говорит, что ему не нравился новый дизайн моделей SG/Les Paul, и это было дополнительной причиной отказа от имени. Это та причина, которой обычно придают наибольшее значение. Например, в 1978 году Пол сказал Тому Уиллеру в American Guitars^ “Первые SG/Les Paul я увидел в музыкальном магазине… и мне не понравились очертания. Можно было убиться об эти острые рога. Они были слишком тонкие, и они отодвинули передний датчик от грифа, чтобы поместить туда мое имя. Гриф был слишком тонким, и мне не нравилось, как он стыковался с корпусом; там, на мой взгляд, было слишком мало дерева. Поэтому я позвонил на Gibson и попросил их снять с этой вещи мое имя. Это был не мой дизайн”.

Тем не менее, можно видеть Пола на различных рекламных фото Gibson с SG/Les Paul в руках, и он держит такой на обложке своего альбома “Les Paul Now”.

Сверхтонкий, ручной работы

Американский журнал о бизнесе музыкальных инструментов Music Trade за август 1961 года содержит отчет о гала-банкете, заданном по завершении июльской выставки NAMM. Звездами банкета были Лес Пол и Мэри Форд, и фото отчетливо демонстрирует их обоих со “старомодными” Gibson Les Paul с одним вырезом. В другом месте того же номера в рекламе Gibson под слоганом “Solid Hit” можно видеть картину Пола и Форд, рекламирующих новые модели SG/Les Paul (“сверх тонкие, ручной работы, двурогие”). Так что Пол, будучи под контрактом с Gibson, продолжал играть на сцене на оригинальных Gibson Les Paul, но в то же время Gibson использовали его для продвижения новых гитар SG.

 

Производство моделей Les Paul слегка увеличилось, когда в 1961 году был представлен новый дизайн SG, и фабрика в Каламазу производила чуть менее 6000 Gibson Les Paul в год в период с 1961 по 1963 год. Прайс-лист Gibson за сентябрь 1963 года - один из последних, который содержит Les Paul:

“SG/Les Paul” Custom (белый) - $450,
“SG/Les Paul” Standard (черри) - $310
“SG/Les Paul” Junior - $155.

В период с 1964 по 1967 годы не значилось гитар Gibson под именем Les Paul, ни на производстве, ни в литературе компании.

Продажи и забастовки

Продажи гитар в целом по США - включая как акустические, так и электроинструменты - росли в начале 60-х и достигли пика в 1500000 штук в 1965 году, после чего продажи сократились и упали до миллионной отметки в 1967 году. Продажи CMI гитар и усилителей Gibson достигли пика в 19 млн. долларов в 1966 году и затем начали падать вследствие общей тенденции до 15 млн. долларов в 1968 году.

Производство Gibson подверглось удару не только со стороны снижения потребности в гитарах, но и несколькими забастовками 60-х годов, включая 16-дневную стачку в 1966 году, которая, по словам Music Trends, привела к “текучке квалифицированного персонала” и значила, что “эффективность производства Gibson оставалась в течение года на относительно низком уровне”. Gibson также не повезло ни с местными погодными условиями, ни с тем, что “забастовка перевозчиков в Чикаго прервала движение товаров через дистрибуторский центр компании”.

В 1962 году был построен новый дом для департамента электроники Gibson, а для производства усилителей, струн и звукоснимателей Gibson была приобретена отдельная фабрика. Производство гитар оставалось на Парсонс-стрит в Каламазу. Президент Gibson Тэд Маккарти и его заместитель Джон Хьюис ушли в 1966 году после приобретения калифорнийского производителя музыкальных аксессуаров Bigsby, компанию они перенесли в Каламазу.

В феврале 1968 после смены нескольких кратковременных владельцев президентского кресла, президентом Gibson был назначен Стэн Ренделл. Ренделл работал в CMI с 1963 года и был вице-президентом по производству. Он сказал своему боссу Морису Берлину, что устал от бесчисленных путешествий между фабриками CMI, производящими разные продукты, включая органы Lowrey, медные Olds, а также Gibson. Берлин предложил Рендолу шанс руководить Gibson - непростая задача, как позже выяснилось.

“Мистер Берлин сказал мне, знаешь, у нас не все гладко с Gibson”, - вспоминает Ренделл, - “Они потеряли миллион долларов за два предыдущих года”. И вот так Ренделл стал президентом Gibson и получил наказ улучшить дела компании.

Гитарист Брюс Болен родился в Англии, а вырос в Чикаго. Он поступил на работу в Gibson в 1967 году, на роль организатора и участника рекламных шоу и концертов компании и как, сам Болен формулирует “официального гитариста компании”. Постепенно, с течением лет, Болен стал брать на себя больше ответственности и, в итоге, был вовлечен в процесс дизайна и маркетинга гитар.

Возвращаясь в конец 60-х годов, когда он пришел в компанию, Болен также вспоминает плачевное состояние дел в Gibson: “Одна из причин, по которой меня наняли, была в том, что продажи электрогитар Gibson проваливались. Все, что у нас было - SG плюс полуакустики, и они продавались не очень хорошо. Компания в то время держалась на акустиках с плоским верхом. Поэтому меня наняли, в основном, за тем, чтобы я начал продавать гитары”.

Он обнаружил, что менеджмент в CMI и Gibson не имел представления о том, что интерес к Gibson Les Paul среди рок-гитаристов рос в конце 60-х. “Я был просто каким-то панком, а им было по 50 или больше”, - вспоминает Болен, - “Я не думаю, что у них было сильное понимание того, какой важной снова становилась гитара. Майки Блумфилды и Эрики Клэптоны - они сочли ее очень ценной, потому что она давала звук, очень соответствующий их музыке”.
 

Оставить комментарий

Автор:

Текст комментария: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Введите код с картинки: