История гитар Gibson Les Paul

Дата: 02.12.2007

Золото Gibson

 Новая гитара Les Paul была запущена Gibson в продажу в 1952 году, скорее всего весной, и стоила $210 (на $20 дороже Fender Telecaster). Сегодня эту модель Les Paul практически всегда называют “голдтоп” (gold-top), из-за ее позолоченного верха, и в дальнейшем мы будем называть ее так. В сплошном корпусе голдтопа грамотно использовался выгнутый кленовый верх, приклеенный к основе из красного дерева, этот бутерброд сочетал, глубину красного дерева с ярким звуком клена.

Пол говорит, что золотой цвет оригинальной модели Les Paul был его идеей. “Золото означает богатство”, - говорит он, - “дороговизну, превосходство”. Gibson делали в 1951 году специальную полностью позолоченную гитару для Пола, чтобы тот подарил ее смертельно больному пациенту, которого он встретил на специальной акции в госпитале в Милуоки. (“Ставили мой усилитель на каталку и толкали ее вперед - мы шли, и Мэри пела людям, а я играл”, - говорит Пол). Эта подарочная гитара возможно привела к появлению полностью золотого арктопа ES295 в 1952 году и могла также привести к идее окраски первой модели Les Paul.

Почти все элементы дизайна первых Gibson Les Paul имели прецеденты в ранних моделях. Ее конфигурация с двумя синглами Р-90 и четырьмя ручками (громкость и тембр у каждого датчика) имелись на моделях предыдущих лет L5CES и Super 400CES. Общие очертания корпуса и вклеенный гриф из красного дерева следовали установившимся традициям Gibson, а трапециевидная инкрустация на палисандровой накладке впервые появилась на ES150 в варианте 1950 года.

Несколько акустических гитар Gibson уже появлялись с длинной мензуры, которую компания указывала в 24.75 дюйма. “Длина мензуры” - это удвоенная длина от верхнего порожка до 12 лада, “длина струны” - расстояние от верхнего порожка до седла на бридже. Gibson, похоже, перепутали эти два параметра в 1950 году, и когда они с тех пор говорят в своей литературе, про мензуру в 24.75 дюйма, они имеют ввиду длину струны. В результате длина мензуры первых и большинства последующих моделей Les Paul, на деле ближе к 24.6 дюйма.

В отличие от прототипа, серийная модель выпускалась, комбинируемыми бриджем и струнодержателем с регулируемой высотой. Он имел вид бруска, и к нему были присоединены длинные металлические стержни, крепящие его к нижней кромке гитары. Это устройство было изобретением Леса Пола и изначально предназначалось для использования на арктопах; Gibson также продавали их как отдельный аксессуар.

Самые ранние голдтопы имели очень маленький наклон грифа, гриф крепился к корпусу под довольно небольшим углом, это исключало использование имевшейся фурнитуры Gibson, поэтому новый бридж/струнодержатель был использован как единственный подходящий вариант.

Неправильный, чересчур маленький наклон грифа означал, что струны почти ложились на корпус, когда сходили с грифа. Даже при самой низкой постановке бридж давал слишком большую высоту струн, поэтому у Gibson не было иного выбора, как адаптировать бридж и оборачивать струны вокруг него снизу. Это было прямо противоположно тому, как его предполагалось использовать, поскольку струны должны были заводиться на него сверху, как на арктопах и электроакустиках Gibson, таких как ES295 (1952), а позже - ES225 (1955).

Такая конфигурация на первом голдтопе Les Paul означала, что сустейн страдал, настройка была неточной, а техника пиццикато была практически невозможна. На гитаре явно нельзя было играть, как указал на это Лес Пол. “Они сделали первую гитару неправильно”, вспоминает он, “Я не знаю как много раз они ошиблись, чтобы на ней нельзя было бы играть. Когда мне выслали мой экземпляр, я остановил их, сказав, что на ней ничего не сделать. Они пустили струны под бриджем, а не поверх, неправильно поставили гриф - они все напортачили”.

Поэтому Gibson быстро отказались от оригинального устройства в пользу нового, специально сделанного бриджа/струнодержателя в виде бруска, крепящегося к верху корпуса на двух опорах с регулируемым верхом. Новое, более стабильное устройство со струнами, обмотанными поверх бриджа, обеспечивало лучшие сустейн и настройку. Также был изменен наклон грифа. В результате получился более приятный и более пригодный инструмент, вышедший около 1953 года.

Черный фрак, порхающие руки

 

Оригинальный голдтоп начал продаваться хорошо по сравнению с другими моделями Gibson, и Gibson сделали шаг по дальнейшему расширению рынка электрогитар, выпустив в 1954 году две новых модели Les Paul - Custom и Junior. Как говорит Тед Маккарти: “Есть разные исполнители, одним нравится одно, другим - другое. Chevrolet имели множество моделей. Ford имел множество моделей. И мы тоже”.

Имевший два звукоснимателя Custom смотрелся очень сильно со своей черной отделкой, множеством окантовки, прямоугольными маркерами на накладке из черного дерева и позолоченной фурнитурой, и, конечно, был дороже чем голдтоп.

Пол говорит, что черный цвет для Custom выбрал он: “Потому, что когда вы на сцене в черном фраке и с черной гитарой, люди видят, как двигаются ваши руки, фокусируясь на них: они видят, как ваши руки порхают”.

Более дешевый Junior был сделан и нацелен на начинающих - у него был один звукосниматель и не было выгнутого верха. Он был покрашен в традиционный гибсоновский санберст.

В сентябре 1954 года прайс-лист содержал Les Paul Custom по цене $325 и Les Paul Junior по цене $99.50; голдтоп приподнялся до $225.

 

Custom имел дающий более мягкий звук корпус полностью из красного дерева, которое лично Лес Пол предпочитал комбинации красное дерево/клен голдтопов. Пол утверждает, что Gibson перепутали всю линейку тембров, поскольку, насколько он был в курсе, более дешевый голдтоп должен был быть только из красного дерева, а более дорогой Custom должен был иметь более трудоемкую комбинацию клена и красного дерева. В каталогах Gibson Les Paul Custom назывался “безладовым чудом”, поскольку ладовая проволока использовалась очень низкая, в отличие от ладов на других Les Paul того периода.
 

Оставить комментарий

Автор:

Текст комментария: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Введите код с картинки: