История гитар Gibson Les Paul

Дата: 02.12.2007

Les Paul: Возвращение

Gibson решили снова представить относительно редкие Les Paul Custom с двумя датчиками и Les Paul голдтопы со звукоснимателями Р-90 и бриджем Tune-o-matic. Сперва обсуждалась возможность выпуска Custom белого цвета, как SG/Les Paul, но чувствительность белого лака заставила компанию выбрать “правильный” черный лак.

Gibson формально анонсировали две новые модели на июньской 1968 года выставке NAMM в Чикаго. Прайс-лист компании того месяца впервые содержит два вышеозначенных Les Paul: Custom за $545 и голдтоп за $395. В этот период в материалах Gibson голдтоп назывался Standard. Это вносит путаницу, поскольку в 50-х годах, голдтопы никогда официально не назывались иначе как просто Les Paul. Для ясности мы будем продолжать называть эти гитары голдтопами.

 

Лес Пол был на выставке NAMM для того, чтобы рекламировать для Gibson новые гитары, делая то, что он всегда делал лучше всего - выступая. Болен вспоминает: “Я обеспечил Лесу ритм-секцию, и это был первый раз за годы, когда он вышел на сцену. Мы здорово повеселились”.

Реклама Gibson в прессе со слоганом “Daddy of’em all” свидетельствовала о том, что Gibson буквально рвались снова продвигать гитары: “Спрос на них просто не прекращался. А давление, сделать еще никогда не спадало. ОК, вы победили. Мы рады объявить о том, что доступны еще настоящие Gibson Les Paul. Заполните форму у вашего дилера Gibson…”.

Скоро после летней NAMM 1968 года началось производство новых Custom и голдтопов в Каламазу. Рендел говорит, что первая партия, которая 90 дней шла от склада лесоматериалов до склада готовой продукции состояла из 500 гитар: 400 голдтопов и 100 Custom. “И к тому моменту, когда мы начали, CMI хотели 100 голдтопов и 25 Custom в месяц, и пока мы не прекратили это мы делали по 100 Les Paul в день. Это примерно 250-300 инструментов в день”. Gibson очевидно достигли успеха в производстве; единственной загадкой с точки зрения многих гитаристов было, почему же они ждали так долго.

CMI + ECL = Norlin

В 1969 произошла важная смена владельцев Gibson. Журнал отрасли музыкальных инструментов Music Trades сообщал, что новый владелец, Norln Industries, появился в результате слияния CMI и ECL, пивной компании из Эквадора. ECL просто купили достаточно акций CMI, чтобы получить контроль над компанией. Имя Norlin появилось в результате слияния первого слога фамилии президента ECL Нортона Стивенса и последнего слога фамилии основателя CMI Мориса Берлина. У Norlin было три бизнеса: музыкальные инструменты, пиво и то, что Music Trades вольно назвали “технологией”. Поглощение завершилось в 1974 году, и Морис Берлин, человек широко уважаемый в музыкальной индустрии, ушел на вторые роли в новой структуре, отойдя от управления компанией.

Много людей, что работали в Gibson в то время, сейчас говорят, что когда произошла смена владельца, неожиданно появилось новое поколение сотрудников. Самое распространенное описание - и самое вежливое - гарвардцы в костюмах, с логарифмическими линейками и калькуляторами. Подробнее, это были выпускники MBA из Гарварда, вооруженные инструментами своего дела. Как говорит один из менеджеров Gibson того периода: “Я думаю о людях, технике, заготовках… а эти новые ребята “решают” все проблемы на калькуляторе. У них не было ничего за душой, кроме поиска места для вложения денег и получения прибыли, это была их мотивация”.

Президент Gibson Стен Ренделл вспоминает, что новые владельцы фундаментально изменили принципы организации бизнеса: “Когда они пришли, то сказали: мы собираемся превратить Gibson из центра доходов в центр расходов. До этого мы продавали гитары CMI, что означало, что фабрика могла получать прибыль. А на эту прибыль мы покупали технику, увеличивали премии работникам, поднимали зарплату - все, что может сделать компания, получающая прибыль. Но когда они превратили нас в центр расходов, мы ничего не продавали - они просто оплачивали наши счета. И когда они так поступили, они уничтожили инициативу. Если кто-то выставляет счет, его оплачивают. Поэтому тот, кто выписывает счет не задумывается о том, чтобы выписать не так много, или не выписывать совсем”.

Много сотрудников Gibson в тот период чувствовали, что на смену менеджерам, которые знали гитары, пришли менеджеры, которые знали производство. Некоторые из инструментов периода сразу после поглощения Gibson пользуются сегодня дурной репутацией. Новые владельцы в целом были безучастны к потребностям музыкантов. Один сотрудников вспоминает: “До 1974 года все было лучше некуда, а потом все изменилось. Слишком много людей делало слишком мало, слишком много денег тратилось на самую малость, и это стало влиять, на знаменитые устои”.

Интересно, что эта напряженность отражается и в истории двух других американских производителей гитар: Fender (куплены CBS в 1965 году) и Gretch (куплены Baldwin в 1967 году). Очевидно, это было в духе времени, когда аналитики-экономисты советовали большим корпорациям диверсифицировать бизнес, вбросить немного денег и сидеть в ожидании доходов.

С любой точки зрения не только сами Gibson чувствовали результаты новых методов управления. Этот сдвиг в сторону рационализации производства означает, что изменения произошли и в некоторых гитарах Gibson, сделанных в 70-х (и в некоторых случаях, в 80-х). В основном эти нововведения преследовали три цели:

  1. сэкономить деньги;
  2. ограничить количество возвратов по гарантии;
  3. ускорить производство.

Самый распространенный комментарий по поводу Gibson Les Paul из 70-х - это заключение о том, что многие из них были относительно тяжелыми по сравнению с экземплярами других периодов. Частично это вызвано увеличением плотности дерева, которое покупали Gibson, но частично и изменением конструкции корпуса, которому следовали примерно с 1969 по 1973 год.

Вместо традиционной комбинации красное дерево/клен или конструкции целиком из красного дерева, было выбран сэндвич из нескольких слоев. Он состоял из кленового верха, под которым было два слоя красного дерева, разделенных еще одним слоем тонкого клена. При взгляде на Les Paul такой конструкции сбоку, дополнительный средний слой клена бросается в глаза.

Эффект от добавления дополнительного слоя противоположной направленностью волокон называется “cross-banding” - метод поперечных слоев. Внутренний технический бюллетень Gibson гласил, что это было сделано для того, чтобы усилить корпус и предотвратить появление трещин. “Это стандартный метод в мебельной промышленности”, - говорит Стэн Рэнделл, - “он стягивает древесину”.

Это также могло упростить для Norlin закупку заготовок, поскольку более тонкие куски красного дерева, шедшие на грифы, могли бы использоваться и для корпуса. Но в 1973 году “сэндвичи” перестали делать: были жалобы на то, что слои рассыхались, а дополнительный труд, требовавшийся для такой конструкции, чрезмерно повышал стоимость.

Примерно в 1969 году Gibson изменили конструкцию грифа, перейдя от цельного красного дерева к более прочной трехслойной конструкции, а в 1974 году - к трем слоям клена для еще большей прочности. Также примерно в 1969 году они поставили на гриф в месте, где он переходит в голову, так называемую “волюту” - треугольник, который теоретически укреплял это явно слабое место. Другим изменением, минимизировавшем проблемы этого же места, которое появилось в то же время было небольшое уменьшение угла, под которым голова загибалась вниз. Такие вроде бы практичные изменения не прибавили Gibson популярности среди традиционалистов.

Epi выходит на охоту

Усилиями гитарного подразделения Gibson заново представленные в 1968 голдтопы позже поменяли стиль и названия. На практике это означает, что первые возрожденные голдтопы просуществовали только с 1968 по 1969 год. Годом позже пришел Les Paul Deluxe, это был первый за 14 лет Les Paul с каким-то именем.

Deluxe появился по запросу маркетологов Gibson, которым дилеры говорили, что исполнителям требовались голдтопы с хамбакерами (а не с синглами Р90, как на реплике). Но похоже, что Gibson хотелось сохранить визуальный образ гитары с уменьшенными датчиками, и требовался компромисс.

Джим Дюрло пришел в Gibson в 1958 году, как шлифовальщик и прошел на фабрике долгий путь. В 1969 году он возглавлял цех заготовок в Каламазу и получил задание установить на Deluxe хамбакеры… без дополнительных расходов на обработку. Его единственным решением было уместить хамбакер в объем Р90. Он рассмотрел некоторые варианты, в итоге остановившись на использовании мини-хамбакера Epiphone, такого, как на полуакустических моделях Epiphone Rivera и Sorrento и “досках” Crestwood и Wilshire.

Gibson приобрели Epiphone примерно в 1957 году. По словам Теда Маккарти, который был в период сделки президентом компании, Gibson думали, что за предложенную цену в $200000 они приобретут только бизнес, посвященный басам. В действительности все кончилось буквально приобретением всей компании Epiphone: гитары, детали, техника и все прочее. “Мы это обнаружили только тогда, когда они прислали это все в большой мебельной фуре”, - говорит Маккарти, которому пришлось снять площади в другом здании на Элеанор-Стрит в Каламазу, чтобы заготовки Epiphone подготавливались к окончательной сборке на Парсонс-Стрит. “Я поручил это Уорду Арбанасу, и мы стали делать гитары Epiphone, точно так же, как их делали Epiphone, в точности до деталей”, - говорит Маккарти.

Производство Epiphone на Gibson в 1959-61 годах уже полностью велось на Парсонс-Стрит, и было сделано много хороших гитар.

Gibson сохранили марки самых известных гитар Epiphone, а остальные новинки были “эквивалентами” моделей Gibson но от Epiphone, например Casino, которая была очень похожа на Gibson ES-330 (только с лого Epiphone, само собой).

В 1969 году линейка Epiphone закрывалась, и, похоже, самой вероятной причиной было то, что цены Epiphone более-менее были такими же, как у Gibson. В итоге, покупатели предпочитали более известное имя Gibson, что означало падение спроса на Epiphone. Опять же, вопрос цен требовал принятия мер, и в 1970 Gibson прекратили производство Epiphone в США, и стали ставить эту торговую марку на более дешевые гитары, импортируемые с восточных фабрик.

Джим Дюрло приспособил мини-хамбакеры для Gibson Les Paul Deluxe, взяв корпус от Р90, прорезав в нем дырку и поместив внутрь маленький датчик Epiphone… которые у Gibson теперь были в избытке. Результат удовлетворил всех: внешний вид сохранился, датчик был хамбакером и не потребовались дополнительные расходы на обработку. “Поначалу это делалось грубовато”, - вспоминает Дюрло прорези в корпусах Р-90, -“Но потом мы сделали для этого специальный инструмент, которым выпиливали и высверливали корпус”.

Сперва Deluxe выпускались только голдтопами, но потом появился санберст и другие цвета, а производство продолжалось до середины 1980-х. Они появились в прайс-листе Gibson в сентябре 1969 года, по цене $425.

Модель голдтоп, которая, как вы можете помнить, была выпущена заново в 1968 году с Р-90 и бриджем Tune-o-matic была снята по выходу в 1969 году Deluxe. Но примерно в 1971 году Gibson выпустили новую реплику голдтопов, на этот раз с оборачиваемым бриджем/струнодержателем, как на второй версии оригинальной модели 50-х. Лес Пол, предполагает, что Gibson просто использовали старые корпуса оставшиеся с 50-ых годов. Эти голдтопы просуществовали до 1972 года, но не появлялись в прайс-листах компании.

 

Оставить комментарий

Автор:

Текст комментария: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Введите код с картинки: